Что такое Обея?

Обея [жапон 大部屋 ингл. Oobeya - "большая комната" или "комната войны"] - элемент системы управления проектами в рамках концепции "Бережливого производства", разработанной японским якудзой кланом "Урожайное поле". 

Обея - это сборище группы лиц в одном месте (большая комната) и в одно время с целью обсуждения и решения общих вопросов, проблем и планов. Данный способ коммуникации считается  более продуктивным чем электронная или бумажная переписка, сокращается время и количество контактов важных для принятия решений, в процессе участники проникаются духом сопричастности (командная работа). Все это действо и вакханалия сопровождается демонстрацией диаграмм, графиков, схем, презентаций, таблиц и прочих результатов жизнедеятельности офисного планктона. 

Может показаться странным, что Обея является эффективным инструментом, т.к. за пределами Жапонии существуют совещания, кокусы, оперативки и прочие мероприятия по бесполезному времяпровождению, когда группы уважаемых людей собираются вместе перетереть за бизнес и порешать важные вопросы. Так в чем разница между Обея и совещанием?

1) На совещании собираются послушать самодура=начальника, получить от него свою порцию помоев, поговорить, входе же "обеи" - принимают решения, обмениваются информацией, проводят мозговые штурмы, стратегируют.  
2) Ведущий собрания - балаболка, пустослов, умник, тиран, самодержец. Ведущий обея - специалист высокого уровня, который дорожит временем  и мнением коллег, не без втыков, но и без "мандража".

Пытаться внедрить "обея" в наших широтах, все равно, что выращивать арбузы: взойти - взойдут, но урожая не дождетесь. Только, если не создать тепличные условия, но это слишком дорого и муторно. Все это работает в других условиях и при другом образе мышления.

Хотя в наших краях существует все-таки эффективная, но очень вредная разновидность "Обея" и называется она "курилка". В течение 4-7 минут между работниками происходит продуктивнийший обмен информации, возникает 100 вариантов решения различных производственных проблем (брэйн-сморм), а также в критичной манере анализируется эффективность работы коллег и руководства, более эффективно, наверное, только корпоративное застолье, да такая наша черта!

Еще один пример "бесперспективного менеджмента" - холократия, но об этом в другой статье. Зато идеально работает - "сигал-менеджмент".

Не стоит путать Обея/Oobeya: с магазином и немагазином Obi,  а также древним мемом Obey (Повинуйся)