Что такое альтернативный закон пилотирования?


После появления трагической новости о крушении салета АН-148 в Раменском районе Подмосковья по сети расползлись репосты интересной статьи, в которой анализируются возможные причины авиакатастрофы и в частности: в этой статье содержится упоминание некого "альтернативного закона пилотирования (англ.)", но в русскоязычным сегменте интернета не встречается определение этого закона. Хотя казалось, что небо везде синее и подъемная сила одинаковая, так почему этот закон пилотирования неизвестен у нас? И, если существует альтернативный закон то как звучит "неальтернативный закон пилотирования"?

Наша редакция провела изыскания и нашла ответ "что такое альтернативный закон пилотирования" или как его еще называют: альтернативный закон авионки".

Сразу начнем с печального: оказалось, что alternate law flying [инглиш альтернативный закон пилотирования] не является классическим законом в привычном для обывателя понимании. Более правильнее было бы называть его alternate mode flying [альтернативный режим пилотирования], но его авторы (инженеры-конструкторы  Airbus) решили, что их творение должно быть "законом".  ИЧСХ, alternate law flying тоже имеет альтернативное название: Alternate law Avionics, которое лучше передает его суть.  

Для начала разберем, что есть авионика [авиа] - это составной термин: авиация+электроника, данным термином обозначают совокупность гаджетов, которые используют в авиации. Свое применение они получили с появлением реактивной авиации, когда рулить пепелацами с помощью механических рычажков и палок стало невозможно, да и компáс не сильно помогал при лэндингах. Поэтому сначала заменили механические системы на гидроприводы, а для навигации стали использовать всякие радары, но с развитием самолетостроения пришли к тому, что гидросистемы тяжелые и ненадежные, а для достижения их безотказности их не просто дублировали, а трипплировали, что сказывалось на весе, поэтому, когда компуктеры достигли уровня приемлемого уровня разумности, инженеры выкинули все эти "гидротрассы" и заменили их шнурками проводами. Провода эти идут к компуктеру, который отправляет сигналы на элементы управления. И еще чуть позже, предугадав, что пилоты в своих путягах не только учат аэродинамику, а больше занимаются сатисфакцией, инженеры плюнули и назначили авиакомпуктер - главным за рулёж пепелацем. Да, да, да. Сегодня всеми современными авиаавтобусами рулит акиакомпуктер и по-эирбонговски это назвается "normal law flying", т.е. "нормальный закон пилотирования", как говорилось выше, корректней это называть "нормальный режим пилотированния", но чтобы подколоть пилотов инженеры назвали этот "мод" - "законом", в простонародье его еще называют система "антидурак". Не стоит путать "антидурака" с "автопилотом", т.к. последний является front-interface всей этой системы. НормалЛоФлайтин - это мозговой центр, который отслеживает состояние/самочувствие самолета и отвечает за его безопасность, и когда пилот вдруг дергает штурвал или джойстик, то этот мозг сначала анализирует что хотят эти обэзъяны в кокпите и, если сочтет их  действия неопасными, то разрешит механизмам выполнить маневр, таким образом: современный авиакрейсер невозможно вогнать в пике или замутить на нем "бочку". Но, увы, не все так гладко, и самолеты падают и человеки в кабине присутствуют, хотя их количество подсократилось до двух (бортмеханика "Васю" и штурмана "Петю" уволили к чертям).

Существуют определенные ситуации, когда авиакомпуктер офигивает и сливается, передавая при этом управление хомо-сапиенсам. Обычно это ситуации, когда некоторые органы чувств самолета начинают работать некорректно и компуктер не обучен действовать в таких ситуациях, этот режим и называется "альтернативный закон пилотирования" - человек получает право управлять самолетом в расширенном режиме, компьютер позволяет выполнять рисковые для нормального полета манёвры, но при этом оставляет защиту от совмем откровенных "ошибок дурака". А вот, когда совмем-совсем все плохо, тогда авиасервер самовыпиливается и отдает полное управление и называется это Direct Law - прямой закон, т.е. пилоты могут воплощать все свои ошибки и выбирать способ и скорость вхождения в матушку-землю. К счастью, случается это крайне редко и не все пилоты раздолбаи. 

Резюме: альтернативный закон пилотирования - это режим управления (пилотирования), используемый на авиасуднах фирмы Airbus, который позволяет пилотам выполнять более широкий спектр манёвров управления плоскостями судна, в сравнении с нормальным законом пилотирования [normal low fliting].


Также интересно по данной теме:
Что такое ошибка выживших?
Алгоритм бога